Дорогой наш Сочи

Рассказ сочинского «аборигена» о том, каким был город-курорт до подготовки к зимним Олимпийским играм

14.12.2013 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Мне было жалко Шурика. В знаменитой «Кавказской пленнице» он повис на дереве прямо над горной рекой Мзымтой. А до этого была погоня, стрельба огурцами по машине скорой помощи, которая мчалась по извилистой горной дороге. Наверное, мало кто знает, что сюжет этот снимали в окрестностях Красной Поляны — бывшей захолустной деревни в горах, где отродясь не было канализации, а когда живущий по соседству дядя Геворг включал свой кипятильник, во всём посёлке гас свет…

В горы на электричке

Теперь в Красную Поляну я еду на электричке «Ласточка». Читаю газеты и слушаю объявления из динамика на английском языке. Девушка-кондуктор продаёт билеты по ходу движения с использованием портативной электронной кассы. Билет этот со штрихкодом, который при выходе считает турникет и только тогда выпустит меня из здания нового краснополянского вокзала. Впрочем, старого железнодорожного вокзала в Красной Поляне не было. 

Электропоезд в горы недавно запустили из Сочи в Красную Поляну, пардон, теперь это «горный кластер зимней Олимпиады-2014». В скалах пробили грандиозные тоннели. Построили вантовые мосты, сделали совмещёнными автобан и железную дорогу в долине Мзымты. А старый извилистый серпантин теперь закрыт. Правда, на нём всегда можно снять продолжение «Кавказской пленницы»… 

В Красной Поляне теперь уместилось несколько горнолыжных курортов: «Роза Хутор», горно-туристический центр «Газпром», «Горки город». Свои отели воздвигли известные во всём мире гостиничные монстры. В грандиозных инвестициях западных отельеров в Красную Поляну нет ничего личного — только бизнес. И я очень рад, что в кои-то веки мои личные интересы коренного сочинского «аборигена» совпали с интересами гигантов гостиничного хозяйства. Понятно, что эти «буржуины» никогда бы не полезли со своими дензнаками в какие-то Кавказские горы, не просчитав дотошно бизнес-план…

Новый отельчик. Лобби-бар.

—Можно чашечку кофе?

— Конечно. Сто рублей...

Дорого. Правда, чашечка кофе в кафе горнолыжного курорта Шамани, что находится в Альпах Франции, стоит три доллара США. Так то ж во Франции!

«Мы все были кавказскими пленниками»

За ходом подготовки к зимней Олимпиаде-2014 я слежу на месте событий с первого дня. Олимпиада пришла ко мне домой, ворвалась в мой образ жизни и начала перестраивать среду моего спокойного обитания. О том, «как мне живётся на стройке», я читаю, слышу и смотрю по ТВ четыре года. Друзья из других городов сочувствуют, дальние родственники жалеют со словами: «У вас там такое творится!» 

Какое? Для тех, кто не знает, сообщу: к концу 80-х годов прошлого века всесоюзная здравница город Сочи принимал за лето около трёх миллионов отдыхающих. Коммунальная инфраструктура образца 30 — 50 — 60 — 70-х годов испытывала колоссальные антропогенные нагрузки. Канализационный коллектор сбрасывал стоки в море не очень далеко от берега, и в середине 90-х, когда глубоководный выпуск стал давать течь, товарищи отдыхающие иногда натыкались в море не только на противных медуз…

В советские времена Сочи развивался по постановлениям партии и правительства за счёт государственных денег. Сочи всегда сидел на шее у страны, но это имело смысл, ибо здесь полстраны отдыхало. И вот Союз развалился, санатории и пансионаты лишились финансирования. В городе стали регулярно отключать свет, ибо часть энергетической мощности поставлялась из Грузии, а тот свет, что передавали из равнинной России через Кавказские горы, подавался с перебоями. Зимой провода ЛЭП обрывал снег, и тогда в Сочи наступали тёмные дни и ночи. Все мы регулярно становились кавказскими пленниками. В конце прошлого века были «ледниковые периоды», когда Сочи оставался обесточенным по 20 дней. Что-нибудь слышали об этом? У меня дома на этот случай была печка-буржуйка, на которой мы разогревали воду, чтобы сварить суп из пакета… Стало ясно, что денег на развитие Сочи страна больше не даст. А что курорт? Он потихоньку ветшал и задыхался в автомобильных пробках. Закрылись «Мацеста» и «Дагомыс», гостиница «Интурист» и единственный горнолыжный подъёмник в Красной Поляне... 

Я уже подумывал переезжать.

(О том, как во время строительства олимпийских объектов спасали уникальных колхидских жаб, каково это — четыре года жить на стройке - и что, по мнению автора, даёт преобразование Сочи жителям других городов России, читайте в cледующем номере.)

Гайнан БОЧКАРЕВ, г. Сочи, специально для «Житья»

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ