Народные новости ►
Loading...
Новости других СМИ
Loading...
Loading...

Цепочка справедливости… или цепь, тянущая вниз?

Молоко вдвойне вкусней… из-за жадности сетей?

12:43, 24 марта 2015 Новости компаний 0 2089

Цепочка справедливости… или цепь, тянущая вниз? pixabay.com
Реклама
Читайте также

На полках розничных магазинов сегодня идет невидимая обычному человеку, но при этом настоящая продовольственная война — за место под солнцем и за внимание покупателя. Цены на продукты питания, социально значимые товары — мощное оружие в этой войне, ведь ни берег турецкий, ни «Мерседесы» нам уже не нужны, если мы не можем купить хлеба и молока. В маркетинге это пирамида Маслоу, суть которой такова: если еда для вас роскошь, то думать о высоком почти невозможно. На фоне взлетевших до поражающих высот цен в сложной ситуации оказались не только покупатели, но и те, с кого начинается продуктовая цепочка: аграрии, фермеры, крестьяне. В зоне риска молочное животноводство, и Белгородчина может потерять в этой сфере позитивную динамику, которую только-только начала приобретать.

Страсти по молоку

В 2009 году в России заявили о дефиците сырого молока — основы производства молочных продуктов. Это было обусловлено и введением нового технического регламента, и резким сокращением поголовья коров как в крупных, так и личных хозяйствах из-за снижения закупочных цен на молоко, и так называемой «молочной войной» с Белоруссией, и рядом других факторов. Тогда же во многих регионах страны, в том числе и в Белгородской области, руководство АПК обеспокоилось развитием молочного животноводства, понимая его стратегическое значение для рационального и здорового питания людей да и экономической безопасности России в целом. Стали восстанавливать поголовье коров, приобретать лучшие молочные породы за рубежом, строить новые современные коровники, оснащать их лучшей техникой и технологиями, аграриям пошли субсидии. С другой стороны, ситуацией с дефицитом воспользовались импортёры, прежде всего из стран ЕС. Их активность и агрессивный маркетинг снова не дали отечественным молочникам, производящим высококачественное сырье, шанс стать лидерами на рынке. И вот санкции, эмбарго.

У аграриев новые надежды, которые практически рухнули из-за непартнерского поведения других участников товарной цепочки: переработчики и торговые сети взвинтили свои наценки, объясняя это кризисом, рухнувшим рублём и другими вроде бы объектными причинами. В итоге — заоблачные цены на молочку на полках магазинов. Кто главный пострадавший? Мы, потребители, ведь в кошельках больше денег не стало, а например, сыр за 500 или за 900 рублей — это уже настоящая роскошь, несмотря на его необходимое присутствие в нашем рационе, да и других столь же необходимых для организма человека молочных продуктов. Вот и управление Роспотребнадзора по Белгородской области только что отметило, что «…в области наблюдается некоторый дефицит от рекомендуемого потребления молочных продуктов». Получается, что аграрии-молочники, напряженно работающие круглогодично, в лучшем случае ждущие возврата своих вложений в развитие лет через 15, в течение которых для эффективности сменят три раза поголовье коров, два раза технику, так и не смогут залить страну «национальными молочными реками»? И у нас так и не будет в достатке хорошего качественного молока для расширения ассортимента молочной продукции, для импортозамещения? Выход есть, но для него нужно просто стать социально ответственными всем участникам рынка. Жадность, желание воспользоваться трудной ситуацией — не самая лучшая основа для партнёрства.

Заморозились или затаились?

Новость, сначала порадовавшая потребителей: магазины все-таки замораживают цены на продукты. Но сразу оказалось, что не все магазины и не на все продукты. В молочном секторе региона это несколько позиций: кефир 2,5%, 950 г, сметана, творог 9%, молоко 2,5% полипак, 950 г. Остальной ассортимент, те же сыры, вроде как уже и не социально значимые продуты, невзирая на рекомендации Минздрава о нормах потребления молочных продуктов, не менее трех из них в день. Государство начало массовые проверки ценообразования, прежде всего в торговых сетях. Итоги прокурорских, УФАС, региональных Роспотребнадзора, Россельхознадзора, органов исполнительной власти области проверок — как сводки с фронта. На Белгородчине установлены многочисленные факты превышения максимально допустимого уровня торговой надбавки на детское питание, на продовольственные товары первой необходимости, в первую очередь произведенные в Белгородской области (крупы, макаронные изделия, хлеб, молочная продукция, мясо птицы, рыба, яйца куриные и др.). Всего по фактам вскрытых нарушений законодательства о ценообразовании на продукты питания прокурорами возбуждено десятки дел об административных правонарушениях, внесены представления и предостережения. Торговые сети пытаются объяснить, что вообще-то это их добрая воля — заморозить цены, что они ничего незаконного не делают, как говорится, «ничего личного, просто бизнес», многие из них искреннее верят в то, что рынок сам все отрегулирует, а люди кушать хотят и все равно будут покупать продукты по новым ценам. Известный предприниматель Д. Потапенко, отстаивая интересы сетей, говорит о том, что их прибыль вообще всего 1,5 процента, поэтому торговцы вообще не виноваты в скачке цен, а не нравятся услуги магазинов, так и не заключайте с ними договор. Чтобы развеять миф о непричастности торговых сетей, общественники, волонтеры Белгорода также проводят постоянный мониторинг цен (проект «Молочный дозор») на местные, не завозные продукты во всех крупных торговых точках. Каковы их выводы? За шесть последних недель ни одна сеть не понизила свою наценку, хотя покупательная способность людей снижается каждую неделю. Классика жанра: не поднимая цены на один продукт, магазин непременно сделает это на другом.

— Так, например, в сети «Наш» местный сыр «Голландский» вырос со 150 до 173 руб., масло сливочное «Слобода» в среднем поднялось на 5 рублей, как и сгущенка «БелаСлада». В «Линии» сыр «Умалат» вырос почти на 26 руб., масло сливочное «Слобода» — почти на 15 руб., сыр «Карлов двор» — от 20 до 90 руб. В «Карусели» масло сливочное «Слобода» — на 24 руб., масло сливочное «Ровеньки» — на 95 руб. В «Европе» сливки «Алексеевские» — на 12 руб., сгущенное молоко «Алексеевское» — почти на 9 руб, плавленые сыры «Хохланд» — на 4 — 9 руб, — рассказывает волонтер общественной организации. — В сети «Пятерочка» продукт сырный «Фетакса» подрос за несколько недель на 22 руб., сыры «Хохланд» — около 8 руб., йогурты «Томмолоко» — от 2 до 4 руб., кефир нежирный «Томмолоко» — повышение до 3,5 руб., сметана «Томаровская» — около 5 руб., сметана «Алексеевская» — около 6 руб. В «Магнитах» — сметана маложирная «Томмолоко» — около 3 руб., томаровские ряженка, «Снежок» — около 2 руб., их же творожок домашний — на 3 руб., молоко топлёное «Молочная поляна» — на 7 руб., сыр «Хохланд» — на 7 руб., продукт сырный «Фетакса» — на 17 руб. Это перечисление мы можем продолжать по другим молочным продуктам и другим сетям, цены в которых мы тоже постоянно мониторим.

Эксперт-маркетолог одной из молочных агрокомпаний области также отмечает, что с октября по февраль с начала кризиса по социально значимым продуктам динамика около 5% роста, наценка сетей около 12%, здесь они входят в тот предел, который определил ФАС, — 15%. Что касается мягких сыров белгородского производства, то здесь динамика более существенная. Это уже не социальные продукты, но все же за октябрь — февраль рост 16 — 18%.

— Большая часть наценок — именно в феврале, это очень заметно. Из 16% 11% было в феврале, это именно у переработчиков, а наценка сетей на раскрученные бренды — «Хохланд» и т. д. — 36%. На твердые сыры вообще впечатляющая динамика, их уже просто невозможно купить. С октября эти сыры подорожали до 50% в среднем у переработчика, по торговым сетям наценка «скромнее» — 25%, в итоге покупатель теряет дар речи от цены на полке. Те же сети идут на разные уловки. Например, зачеркивают цену в 700 руб., ставят 500, покупатели рады, как о них заботятся. Но зайди в магазин рядом — там тот же товар без всяких зачеркиваний стоит 500 руб., — делится наблюдениями специалист.— Кстати, из 100 процентов цены продукта 36% зарабатывает более или менее чистыми сеть. Еще 25 — 30% — переработчик. Аграриям-молочникам остается 45%, но реально из них заработок — только 5%, остальное это расходы и себестоимость, «приход» вкладывается главным образом в корма, строительство, технику, скот, социальную сферу.

По отзывам покупателей, заморозка цен — это рекламная пиар-уловка сетей, поскольку они уже давно с людей всё взяли, резко, на 30, 50, 100% подняли цены до этого и поэтому совсем не пострадают за два месяца. Потребители в ходе опросов высказываются, что замораживание цен на продукты поможет обуздать рост цен (19%), приведёт к дефициту (9%), ничего не изменит (71%) Люди считают, что заморозку могут еще потом продлить, дабы не «злить население». А там — весна, лето и… начало дачного сезона, персональная продовольственная программа у тысяч жителей. Вот тогда нас, скорее всего, ждет новый виток цен в сетях. И новые непростые времена у аграриев, которые в принципе не против рыночного регулирования цены, но им очень хочется, чтобы все участники цепочки были в своих устремлениях справедливыми друг другу, а не накидывали цепь, не шантажировали крестьянина, заставляя снижать отпускную цену молока. В случае отказа действуют такие «партнеры» жестко — отказываются брать качественного сырье с фермы, накачивают продут низкосортным молоком, пальмовым маслом, сухим молоком, добавками, оборачивают в красивую упаковку, делают свою немалую наценку, магазин еще свою накрутку сделает, а расплатимся за все мы, покупатели, и немалыми деньгами, и здоровьем. Стыдно, что в XXI веке из-за экономических войн и игр страдают обычные люди, а у продовольственной безопасности страны неясные и сложные перспективы.

Ошибка в тексте? Выделите её мышкой и нажмите  Ctrl + Enter


0 КОММЕНТИРОВАТЬ МНЕ ЭТО ИНТЕРЕСНО 0
Вам будет интересно