Штрафы с треног можно оспорить
Автомобилисты успешно добиваются отмены штрафов ГИБДД, выписанных по показаниям передвижных фотокомплексов
Большой резонанс вызвали два судебных процесса, в которых автомобилисты оспорили выписанные им штрафы. Водители из Казани и Тюмени были наказаны за превышение скорости, после того как попали в объектив передвижной камеры ГИБДД.
В Казани радар стоял между трамвайными путями. По мнению автомобилистов, знак ограничения скорости там становится виден только после того, как машина наберёт скорость. Казанец подал в суд иск об отмене штрафа. Он ссылался на то, что радары должны быть установлены по ГОСТу и инструкции, знаки должны быть видны, а также на то, что камеры нельзя прятать. В итоге суд отменил штраф.
В сентябре суд отменил штраф и для жителя Тюмени. Тот доказал, что камера, зафиксировавшая нарушение, установлена незаконно — рядом не было таблички, предупреждающей о фотовидеофиксации.
«Письма счастья» из ГИБДД регулярно получают и белгородцы. В области работает более 100 приборов фотовидеофиксации, около 70 — это мобильные радары, в основном марки КРИС-П. При этом треноги весьма изобретательно спрятаны. Корреспонденты «Житья» проехались по городу и заметили одну между деревьями на въезде в Грязное, вторую — в кустах на перекрёстке Губкина и Костюкова, третью — тоже на Костюкова, спрятанную за остановкой «Пушкарное». Нигде предупреждающих табличек мы не увидели.
— В административном регламенте по работе ДПС прописано, что при контроле за дорожным движением техника ГИБДД должна стоять так, чтобы все её видели и могли пред-
отвратить нарушение, — говорит председатель Союза автомобилистов Белогорья Леонид КАПЛИЙ. — Но радары под регламент не попадают, они находятся в собственности управления автодорог области.
В пресс-службе УМВД пояснили, что передвижные радары передали в упрдор в соответствии с распоряжением правительства области в 2013 году. Управление поручило охрану радаров ЧОПам. Но выставляют камеры на основании план-задания сотрудники ГИБДД.
Получается двусмысленная ситуация. Вроде как ГИБДД к радарам отношения не имеет, но по кустам треноги прячут и штрафы собирают именно инспекторы. По сути, передвижные радары искусственно вывели из-под действия регламента, который контролировал работу инспекторов с радарами и защищал права водителей.
Но есть ещё один документ, положения которого должны соблюдаться при установке радара. И если эти правила были проигнорированы, то показания прибора считаются недействительными. Так, в инструкции к радару КРИС-П говорится, что наличие помех от линий электропередачи может привести к некорректному измерению скорости. Поэтому датчик нельзя ставить ближе 100 м от источников помех. Согласно ГОСТу треноги могут стоять только по правой стороне дороги. Кстати, прибор в Грязном стоит слева от трассы. Такую информацию можно использовать в суде.
Кроме того, с 1 июля 2013 года о наличии комплексов автоматической фиксации водителей обязана предупреждать табличка, на которой изображён фотоаппарат. Эта норма прописана в правилах дорожного движения. Правда, в Госавтоинспекции почему-то ссылаются не на ПДД, а на ГОСТ, где сказано, что табличка «Фотовидеофиксация» обязательна на стационарных радарах. Правда, юристы с такой трактовкой не согласны: ПДД нельзя игнорировать, а там написано — табличка должна быть.
— Правила регламентируют установку таблички «Фотовидеофиксация» с любым радаром, но только в комплекте со светофорами и с дорожными знаками, — уточняет юрист Игорь ЛОМОВ. — Но при этом не прописано, что табличка должна быть рядом с камерой.
Если вы не согласны с «письмом счастья», сфотографируйте неправильный радар или отсутствие таблички на знаке и пишите заявление в суд в течение 10 дней. В нём сошлитесь на нарушенную норму: ГОСТ, инструкцию к радару или ПДД.
ВОЗЬМИТЕ НА ЗАМЕТКУ
С какими знаками должна стоять табличка о наличии камер
Знак 8.23 «Фотовидеофиксация» может быть установлен только в комплекте со светофорами и со знаками:
* предупреждающими о приближении к ж/д переезду, светофорному регулированию, пешеходному переходу;
* запрещающими въезд отдельным видам транспорта или всем видам транспорта;
* запрещающими повороты направо и налево, а также разворот;
* запрещающими обгон;
* ограничения скорости;
* запрещающими или ограничивающими стоянку;
* информирующими о выделенной полосе для общественного транспорта, жилой зоне и зонах с ограничением стоянки и/или ограничением максимальной скорости.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
«Радары должны работать на предупреждение ДТП, а не на сбор штрафов»
— С тех пор как радары перешли в упрдор, заниматься ими стали ЧОПовцы, — говорит правозащитник Сергей ЛЕЖНЕВ. — При этом по регламенту устанавливать комплексы фото — и видеофиксации должны обученные специалисты. В ГИБДД уверяют, что их ставят сотрудники Госавтоинспекции. Но я лично видел, как их устанавливают охранники, что недопустимо. В этом году Генпрокуратура выяснила, что 90% радаров стоят с нарушениями. Камеры должны работать на предупреждение ДТП, а не на сбор штрафов.
Читать все комментарии