На грани срыва

Более трети белгородских лифтов уже отработали свой срок эксплуатации

13.02.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

14 января в московском элитном жилом комплексе поездка в лифте закончилась трагедией. С 7-го этажа упала кабина вместе с пассажиркой, которая погибла на месте. Этому предшествовал ещё один трагический случай. В декабре в одной из столичных многоэтажек лифт обрушился с 12-го этажа в момент, когда женщина вкатывала в кабину коляску с младенцем, который погиб. 

После этого Минстрой поручил Ростехнадзору и муниципальным властям провести внеплановую проверку компаний, которые занимаются монтажом и обслуживанием лифтов по всей стране.

Государство само отказалось от лифтов

Прокуратура нашего региона поручила Ростехнадзору проверить техническое состояние лифтов. Проверка по области закончится 10 февраля, а в Белгороде она уже завершилась. Как пояснили в ведомстве, все лифты города исправны. Однако не всё так просто.

Срок службы лифта после ввода в эксплуатацию составляет 25 лет. Дальше его необходимо менять либо продлевать срок эксплуатации. Его можно продлить при условии, что будут заменены ключевые узлы и агрегаты, но делать это можно не более трёх раз. 

Сегодня более трети лифтов в городе отработали все сроки и нуждаются в замене.

— В областном центре в 757 домах установлен 2 251 лифт, — сообщил начальник департамента городского хозяйства администрации Белгорода Сергей КУЛИКОВ. — Из них 790 отработали более 50 лет и требуют замены, а это 35% от всех имеющихся. Для города это серьёзная проблема.

Что мешает заставить управляющие компании заменить отжившие своё лифты? Главная проблема в том, что у власти нет рычагов воздействия. Ростехнадзор не может запретить эксплуатацию подъёмников или привлечь виновных к ответственности, может только выдать предписание об устранении нарушений. В своё время государство само отказалось от лифтов, и контроль за ними ослабел. В 2013 году подъёмники были исключены из числа опасных объектов, и теперь Ростехнадзор может проводить проверки лишь по заявлениям прокуратуры и граждан.

Правда, после московских трагедий министр строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что Минстрой внесёт изменения в закон и снова наделит Ростехнадзор широкими полномочиями в сфере установки и обслуживания лифтов. Но пока всё остаётся по-старому. 

Замена лифта жильцам не по карману

Следующая загвоздка заключается в финансах. Десять лет назад федеральные власти переложили обязанность по содержанию лифтового оборудования с муниципалитетов на самих жильцов — лифт стал общедомовым имуществом. Так что ремонтировать и менять подъёмники должны собственники за свои деньги. Ремонт и продление срока службы лифта стоит в разы дешевле замены, а замена подъёмника обойдётся в 1,5 миллиона рублей.

Жильцы такие затраты не осилят. Один подъезд девятиэтажного дома — это примерно 36 квартир. Получается, что с квартиры придётся заплатить как минимум 42 000 рублей. По этой причине меняют лифты только в ходе капремонта. 

Вот только по такой схеме многие дождутся очереди только через несколько лет. А в 2016 году лифты заменят лишь в 19 многоэтажках области, большинство из которых находятся в Белгороде. Так что и программа капремонта с заменой лифтов не справляется.

— Для того чтобы решить эту проблему, необходимо подключать бюджетные средства, — пояснил Сергей Куликов. — А для этого требуется программа на федеральном уровне.

Не все лифты дождутся капремонта

Ситуация нередко складывается так, что дом включён в программу капремонта на 2020 — 2030 год, а лифт требует замены уже сейчас, поскольку срок его эксплуатации истёк и ездить в нём опасно. Что делать?

— Нужно разработать программу, которая позволит включить замену лифтов в программу кап-ремонта вне очереди, — сообщил руководитель регионального фонда поддержки реформирования ЖКХ Леонида БЕЛОКОВАЛЕНКО. — Мы этим займёмся. 

Чтобы заменить лифт, не дожидаясь капремонта, потребуются деньги, которые жильцы уже внесли за капремонт. Но заменить лифт могут только на основании экспертного обследования, которое выполняет специальная организация. Обследование должно показать, что подъёмник необходимо менять. Заключить договор на проведение экспертизы может управляющая компания.

Экспертизу можно сделать за счёт тех средств, которые жильцы уже платят за лифт, но только в том случае, если расходы на диагностику включены в плату. Узнать это можно, обратившись в организацию, которая обслуживает подъёмник.

Если же в плату диагностика не включена, жильцам нужно самим её оплачивать. Стоимость этой процедуры составляет порядка 13 000 — 15 000 рублей.

Для этого собственникам нужно провести общее собрание и решить, будут ли они платить за экспертизу лифта. Если обследование показало, что лифт необходимо менять, жильцы должны обратиться в Фонд содействия реформированию ЖКХ и потребовать заменить лифт до того, как в доме запланирован капремонт.

А пока белгородцам остаётся пользоваться старыми лифтами на свой страх и риск.

СПРАВКА «ЖИТЬЯ» 

Как устроен лифт?

Кабина в шахте движется по специальным металлическим направляющим. Опускается и поднимается она на трёх металлических тросах, которые тянет лебёдка с электрических мотором, установленная в машинном помещении на техническом этаже дома. В нём расположено натяжное устройство ограничителя скорости. В среднем подъёмник движется со скоростью 0,7 метра в секунду. Движению кабины лифта помогает противовес — груз, подвешенный к противоположному концу троса.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ