«На незнакомые номера можно не перезванивать»

Разговоры по мобильному телефону занимают много времени, и не всегда они бывают ко времени и по существу. Филологи решили создать свод правил мобильного общения.

02.07.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

За более чем 100 лет существования телефонной связи человечество выработало правила телефонного общения. Так, при звонке на стационарный телефон нужно здороваться, представляться, прощаться, не кричать, не задавать вопросов типа «кто это?» и т. д. После появления мобильной связи, когда телефон лежит в кармане практически у каждого человека, выяснилось, что ранее придуманных норм этикета уже не хватает. Громкие переговоры в общественном транспорте, чтение SMS-сообщений в кинозале, звонки во время театрального спектакля, прерывание собеседника на полуслове, когда в кармане звонит телефон, — вот неполный перечень неудобств, пришедших в нашу жизнь вместе с мобильной связью.

Учебников, где были бы прописаны правила культурного общения по мобильному телефону, пока не существует. Профессор ВГУ Иосиф СТЕРНИН вместе со студентами-филологами отчасти заполнил этот пробел, подготовив свод правил по мобильному этикету.

На борьбу с бескультурьем!

Брошюра «Мобильный этикет» вышла впервые в 2016 году. В одном издании авторы постарались собрать исчерпывающий комплекс вариантов, где, когда, с кем и как долго следует разговаривать по мобильному телефону. Как рассказал Иосиф Абрамович, пилотные 100 экземпляров были выпущены им за свой счёт и быстро разошлись среди студентов. Но тема мобильного этикета, по его мнению, столь насущна, что брошюрки впору выпускать за счёт спонсорских средств и бесплатно раздавать людям на улице.

— Что такое этикет? — задаёт риторический вопрос Иосиф Абрамович. — Это правила, которые выработало общество, чтобы люди жили в гармонии и друг другу не мешали. Правила мобильного этикета пока никто не пробовал описать, и мы со студентами филфака взяли эту работу на себя. Часто пользователи мобильных телефонов просто не знают, как себя вести. Их поведение законно вызывает нарекания, недовольство, а иногда и возмущение окружающих. Мы сформулировали правила мобильного этикета в виде рекомендаций. Следовать им или нет — каждый решит для себя сам.

12 правил мобильного этикета

Когда вы беседуете с человеком, не отвлекайтесь на телефон. При общении «вживую» (тет-а-тет, на лекции, совещании и т. д.) не следует отвлекаться на телефон. Приоритет на ваше внимание всегда должен быть у собеседника. 

Включённый телефон должен быть при вас. Чтобы не доставлять неудобств коллегам, покидая на время рабочее место, не забывайте взять телефон с собой. Если вам нужно отойти куда-то без телефона, потрудитесь поставить его на беззвучный режим.

В общественном транспорте говорить надо коротко и тихо. Продолжительность разговора должна быть минимальной — полминуты-минута. А вообще, чем короче — тем лучше. Стоит ли напоминать о том, что обсуждать прилюдно состояние здоровья, взаимоотношения в семье, проблемы на работе, ссоры с близкими, финансовые проблемы неприлично было во все времена?

Позвонили — представьтесь. У мобильных телефонов, конечно, есть функция определения номера. Но бывает, что, например, после переустановки сим-карты телефонная книга теряется и ваш номер у собеседника может не определиться.

Телефон должен быть легко доступен, чтобы вы могли быстро взять трубку, когда кто-то вам звонит, а не искать его по карманам, пакетам и сумкам.

Избегайте ранних и поздних звонков. От слишком ранних или поздних звонков многие вздрагивают: не случилось ли чего. Если ничего срочного, лучше позвонить человеку в дневное время. Неудобное время для звонков — до 8.00 и после 22.00 в больших городах и до 9.00 и после 21.00 в небольших населённых пунктах.

Не отвлекайтесь во время разговора на другие дела: не жуйте, оторвитесь от мытья посуды, уборки квартиры и т. д., выйдите из комнаты, где громко играет музыка или работает телевизор.

Не держите человека на второй линии. Лучше извинитесь и попросите его перезвонить попозже или перезвоните ему сами. 

Если вы ошиблись номером — извинитесь. Не нужно донимать собеседника, к которому вы по ошибке попали, вопросами: «Это кто?», «Куда я попал?» и т. д. Просто назовите номер, по которому вы звоните, и вам ответят, правильно вы набрали или нет.

При разъединении связи перезванивает тот, кто звонил. Если же в разговоре позвонивший предупредил собеседника о недостаточном количестве средств на счету, то собеседник может перезвонить сам.

Говорите умеренным тоном и сдерживайте эмоции. Разговор по сотовому телефону часто слышат окружающие, и им бывает не очень приятно, когда рядом кто-то кричит или слишком бурно выражает свои эмоции. Но и шептать тоже не стоит, иначе собеседник вас не услышит.

Вы не нарушите правил приличия, если решите не перезванивать на незнакомые номера и вообще выключить телефон. Если в телефоне обнаруживается пропущенный вызов со знакомого номера, лучше перезвонить, а если звонил неизвестный абонент — можно подождать. Если вам звонили по важному делу, перезвонят ещё. Вы имеете право побыть в одиночестве, и упрёки в том, что вам кто-то не может долгое время дозвониться, неосновательны.

SMS-этикет

Краткие текстовые сообщения уместно отправлять для передачи краткой информации практического характера. Если дело срочное, лучше связаться по телефону, потому что SMS могут увидеть не сразу.

SMS уместно отправлять без обращения и без приветствия. Но делать орфографические ошибки — моветон.

SMS уместно отправлять не каждому человеку. При выборе, звонок или SMS, нужно учитывать субординацию, социальный статус, возраст. Ваш преподаватель или начальник может неправильно вас понять, если получит SMS. А пожилой родственник вообще может не прочитать короткое послание, поскольку далеко не все пожилые люди умеют открывать SMS.

Отвечайте на SMS как можно быстрее после прочтения. Подтверждайте прочтение краткой реакцией: «Жду», «Понял» и т. д.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ