В списке значатся

Белгородец нашёл в собственном саду табличку с именами 14 геройски погибших танкистов, которые 73 года числились пропавшими без вести

30.07.2016 01:00
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

18 марта 1943 года немцы заняли Белгород второй раз и рвались на север, к Курской дуге. На пути врага оказалось село Шопино Яковлевского района, где произошёл ожесточённый бой. Следы той схватки с врагом — осколки снарядов и куски военной техники — местные жители до сих пор находят на своих огородах. А в руках одного из них оказалась находка, которая наконец-то поставила точку в истории человеческих судеб длиной в 73 года.

Началось всё с того, что Анатолий Антонюк вместе с сыном построили на своём участке в Шопино дом и решили разбить новый сад.

— Я родился в Харькове, а когда мне было 3 месяца, родители переехали на Белгородчину, на родину моей мамы. Мой отец на радостях, что у него сын родился, посадил этот сад, — рассказывает Анатолий Иванович. — Деревья мои ровесники, старенькие уже. Стали их пилить, выкорчевывать пни, а тут столько металлолома: колючая проволока, осколки мин. Попалась и какая-то табличка. Я поначалу на неё внимания не обратил. Потом присмотрелся: находка-то непростая.

В отличие от остальных кусков металла, найденных в саду, табличка не проржавела. С виду она напоминала прокалённую заслонку печи. Анатолий Антонюк помыл её — на пластинке проступили нацарапанные буквы.

— Я прочёл: «Здесь геройски погибли истребители танков в бою 20 марта 1943 года», а под надписью 14 фамилий. У меня ком в горле встал, — вспоминает Анатолий Иванович. — У меня отец воевал. Сам я помню пленных немцев, которые здесь жили до 1953 года, строили дорогу Москва — Симферополь. Решил выяснить, что это за люди, указанные на табличке, откуда они, где похоронены.

Мужчина отправился в военкомат, но помощи не получил.

— От меня отмахнулись: некогда нам этим заниматься, а тебе что, больше всех надо? То же сказали в музее-диораме и краеведческом музее, — говорит Анатолий Антонюк. — Тогда я позвонил своим друзьям, среди которых есть военные. Они — своим друзьям. Так вышли на Совет безопасности области, ФСБ, после подключились власти Яковлевского района. Приезжали ко мне и поисковики, ходили с металлоискателем.

Но поиски могилы 14 танкистов не увенчались успехом. Когда враг пришёл, местные жители эвакуировались, очевидцев гибели бойцов не осталось. Похоронить их могли в любом саду, а табличку с надгробия, возможно, отбросило взрывом.

— Тут страшная мясорубка была, немцы наступали из Белгорода на танках, — вспоминает одна из старожилов села Шопино 86-летняя Валентина Чернова. — Когда начали обстреливать, первый же снаряд угодил в нашу хату, она загорелась. Когда немцы пришли, то всю правую сторону села сожгли дотла, а в левой стороне поломали дома на блиндажи. Потом нас эвакуировали в Корочанский район. Когда вернулись, уже в августе, тут живого места не было. На улице колодец стоял — так он был полон трупов, пришлось его засыпать.

А вот с поиском информации о погибших в Шопино воинах и их родственниках дела обстояли успешнее. Знакомые Анатолия Антонюка и волонтёры нашли все 14 фамилий в списках безвозвратных потерь военных архивов. Там же отыскали боевые донесения — как бойцы прибыли на Белгородчину, как строили линию обороны.

— Дочь бойца Александра Малкова отыскалась в Москве, — рассказывает белгородка Ольга Середина. — Когда я ей позвонила, трубку взяла её внучка: «Вам бабушку?» Я спросила, как она догадалась, кому я звоню, и она ответила: «Так у неё сегодня день рождения, 78 лет, ей все звонят». Когда я сказала дочери танкиста о её отце, она заплакала. Говорила: «Лучшего подарка ко дню рождения мне ещё никто не делал. Жаль, брат умер и не узнал, что отец погиб как герой». И рассказала, что они с братом всю жизнь искали отца, что маме после войны жилось очень трудно — вдова обивала пороги военкоматов, просила пенсию по потере кормильца, ей отказывали: «Может, ваш муж предатель, сдался в плен и перешёл на сторону врага».

А за другого танкиста, Николая Шуленина из Калмыкии, радовались всем селом. У него 15 племянников и почти половина села родных. Белгородцы нашли родственников шестерых погибших в Шопино. Они живут в Вологодской области, Рязани, Москве, Кирове, Ставропольском крае и Грузии.

Пусть не удалось найти могилу погибших 14 танкистов, но место, куда могут приехать их родные возложить цветы, есть — стелу с их фамилиями установили в селе у местного мемориала погибшим воинам.

На случай, если родственники не смогут приехать в Шопино, подготовили мешочки с землёй и сертификаты от управления культуры Яковлевского района, подтверждающие, что почва была взята с места последнего боя танкистов.

Если они приедут, то посмотрят ещё одно памятное место — в саду Анатолий Антонюк посадил в честь бойцов фруктовые деревья. На месте, где была найдена табличка, растёт яблонька.

— 14 деревьев я посадил в честь тех бойцов, ещё 7 — в честь моих родных, которые воевали, — говорит Анатолий Иванович. — Героев нельзя забывать.

ПРОДОЛЖАЕМ ПОИСКИ

Пока не найдены родные следующих бойцов:

* Васильев С.И. (Ленинская ж/д ст. Вишняки, Н.Кузьменский пос., ул.Чапаева, 1842)

* Грозь С.Х. (Полтавская обл., х.Санжаровский);

* Замотаев К.Б. (г. Москва);

* Кутиков И.Р. (Саратовская область, Жерновский р-н, с. Мокрое);

* Репченко Л.Т. (Смоленская область, Сафоновский р-н);

* Тимофеев И.А. (г. Тула, ул. Герцена, 37);

* Тетенькин А.А. (Кировская обл., Половский р-н, Гоголевский с/с, д. Коберцы);

* Тихонов К.Н. (Луганская обл. Ново-Айдарский р-н).

Все, кто располагает какой-либо информацией об этих людях, могут помочь поисковикам, сообщив всё, что вам известно о разыскиваемых, в редакцию «Житья».

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ