Воронежский педагог, профессор: «Главная проблема детей — это их родители!»

Александр Могилёв считает, что у современных детей разрушают мотивацию к обучению

15.10.2016 16:20
МОЁ! Online
0

Читать все комментарии

Добавить в закладки

Удалить из закладок

Войдите, чтобы добавить в закладки

Что не так в общеобразовательных школах, как меняется интеллектуальный уровень нынешних школьников, какой вызов стоит перед современными родителями — об этом откровенно рассказал доктор педагогических наук, автор множества учебников и директор единственной в Воронеже Монтессори-школы Александр Могилёв.

Досье

Александр Владимирович Могилёв, 54 года

Профессор, доктор педагогических наук, кандидат физико-математических наук, автор более 200 научных работ по проблемам информатизации и управления, в том числе учебников по информатике для вузов и школ, директор Монтессори-школы «Алиса».

Традиционная система против альтернативы

— Нынешнее традиционное обучение в общеобразовательной школе строится на принципах, которые были заложены ещё в начале XVII века Яном Амосом Коменским. Согласно этим взглядам ребёнок представляет собой пустой сосуд, который учитель должен наполнять знаниями по своему усмотрению. Этот подход к образованию был развит в Германии в начале XIX века немецким педагогом фон Гербартом, который придумал, что нужно учить детей строго в соответствии с учебным планом или программой. И окончательно сформировалась наша школьная система после сталинских реформ образования в 1930-х годах, когда эта немецкая классическая гимназия утвердилась как единственный образец для советской школы. В итоге целью обучения в школе стало освоение учебной программы, а ученик оказался средством ее «прохождения». А для учащихся целью обучения стало получение хороших отметок (и неполучение двоек). Но ведь задача школы в том, чтобы ребёнок познавал этот мир, изучал его, незамутненным взглядом смотрел на природу и на общество, впитывал знания, а не зарабатывал оценки. Роль учителя заключается в том, что он следит за тем, как развиваются учащиеся, и если он видит, что ребенок стал топтаться на месте, то должен что-то придумывать, чтобы помочь ученику двинуться дальше.

В других странах мира такой подход к образованию распространяется все шире, а традиционных школ становится все меньше. В той же Америке 40% школ работают по системе Монтессори, в Голландии — 30%, а у нас их меньше 0,1 процента. Западная интеллектуальная и бизнес-элита — воспитанники именно таких школ.

Школа слушания и школа делания

— Общеобразовательная школа, в которой действует система оценивания, — это рынок, где дети покупают отметку за какие-то действия. Для большинства учащихся их школьная учеба — просто торговля. За отметки они пытаются «продать» свои знания. А ведь задача не в том, чтобы получить отметку, а в том, чтобы ребёнок познавал этот мир, изучал законы природы и общества, впитывал знания, набирался опыта. Характер же современной школы такой, что это школа слушания, ученик только слушает учителя. Сам он практически ничего не делает и не может делать. В том числе в группе, в коллективе. Приведу пример: я ещё подрабатываю учителем в обычной школе. И вижу очень большую разницу между старшеклассниками обычной школы и учащимися 1 — 2-го классов школы Монтессори. Например, я предлагаю и нашим детям 1 — 2-го классов, и учащимся 9 — 11-го классов один и тот же материал: с помощью набора-конструктора кодировать сообщение азбукой Морзе. В своей школе мы с увлечением это делаем с детьми 6 — 7 лет, а вот ученикам из традиционной школы это не даётся до 11-го класса! Почему? Да потому, что вся система нынешнего образования построена на том, что дети приходят в школу и только слушают или делают вид, что слушают, и почти ничего не могут сделать сами. А задача ведь в том, чтобы научить что-то делать!

Александр Могилёв на занятиях. Фото из социальных сетей.

В чём главная проблема современных школьников?

— Дети всегда прекрасны. Как считала Монтессори, и мы полностью разделяем эти взгляды, ребёнок не пустой сосуд, он от рождения обладает определенным потенциалом, познавательными интересами и возможностями, которые старается удовлетворить, он буквально впитывает информацию из мира, который его окружает, и задача педагога — лишь помочь ребёнку в развитии и реализации его потенциала. Когда я гляжу на детей, беспокоит только один вопрос: какие у них родители? Мы очень часто сталкиваемся с тем, как мешает детям излишняя родительская опека. Например, мама приводит к нам школьника младших классов, у которого устойчивая демотивация к обучению, он просто ничего не хочет делать. Мы занимаемся с ним и видим, что мама постоянно вмешивается в процесс и начинает всё время что-то ему подсказывать, что-то за него делать, за что-то его ругать… Это очень характерная картина, когда родитель вмешивается в учебный процесс. Это приводит к тому, что ребёнок что-то делать самостоятельно, приобретать знания, сотрудничать с другими детьми оказывается неспособен. Как только родитель снимает свою опеку над ребёнком, он, что называется, срывается с катушек, начинает хулиганить, проявлять к другим детям агрессию, драться и даже кусаться. К сожалению, традиционная школа перекладывает ответственность за обучение и воспитание на родителей, ведёт дело так, что родитель должен постоянно делать с учащимися домашние задания, принуждать к занятиям и контролировать детей. Вот поэтому школьники не хотят и не могут учиться сами, их врождённый  потенциал оказывается нереализованным.

Что мешает развитию частных школ в России?

— По Федеральному закону «Об образовании» школа, в которой дети получают документ государственного образца о среднем полном образовании, должна иметь лицензию и аккредитацию. Но получить её крайне трудно, существует много барьеров и препятствий, специально созданных чиновниками! Частную школу намеренно заставляют быть похожей на государственную, словно по-другому не может быть! Например, по правилам школа должна иметь собственное здание и территорию, огороженную забором. Всё! Где частной школе взять собственное здание и территорию, огороженную забором, только если она не принадлежит какому-нибудь миллионеру, который на свои деньги это делает?!

В СанПиНе, например, написано, что парты должны стоять ровными рядами на расстоянии 30 сантиметров от окна в сторону доски, а что делать, если у нас нет парт? Или там написано, что перемена должна быть не менее 15 минут, а уроки по 45 минут, а если мы хотим вообще без уроков и перемен, вообще без классно-урочной системы?

Александр Могилёв на занятиях. Фото из социальных сетей.

У нас шоры этой классической школы XVII века проникли так глубоко, что мы не можем себе представить, что может быть по-другому. А во всём мире могут.

Каким должен быть современный учитель?

— Ответ очень трудный, потому что учитель как общественное явление к настоящему времени сильно деградировал. Было очень длительное время, когда учитель имел нищенскую зарплату (и сейчас мало что изменилось), это привело к тому, что у толкового, интеллектуального молодого человека не было мотивов идти в учителя. Он понимал, что в роли учителя будет влачить жалкое существование. Кто сейчас может пойти в учителя? Девушка, удачно вышедшая замуж, её обеспечивает муж, а она занимается тем, что ей нравится — работает с детьми. Она может быть успешным учителем, если её интересуют дети и самореализация. Но это экзотический случай. А большинство идут в учителя от необходимости — они ничем другим не могут заняться, их нигде больше не возьмут. Поэтому я могу только пожелать, чтобы создались условия для того, чтобы профессия учителя стала престижной и в неё пошла активная, творческая, интеллектуально развитая молодежь. Надо эти условия создавать, без этого традиционная школа не заработает. А частная школа в этом отношении находится в лучших условиях. Она может дать учителю достойную зарплату и в то же время выбрать квалифицированного и способного учителя для своих учащихся, реализовать перспективную и дорогостоящую методику обучения.

«Высокий уровень жизни, но мы тупеем»

— Мы сейчас живем во время больших возможностей, которыми правильно пользуются не все. Жизнь улучшилась, материальные блага оказались доступны большинству, однако при этом многие люди теряют мотивацию развиваться, чего-то добиваться, кажутся отупевшими, теряют черты интеллектуалов. Этот процесс будет иметь очень серьезные последствия. Мои наблюдения можно проиллюстрировать высказываниями преподавателей вузов по отношению к нынешним студентам: студенты становятся все слабее подготовленными и более тупыми. В учебных сочинениях студенты филфака теперь могут сделать до 10 ошибок! Другой пример. Специалисты нашего Военно-воздушного центра отмечают, что качество курсантов очень сильно снизилось. Если раньше в офицеры шли очень умные выпускники школы, то теперь это совсем не так. Какую профессию ни взять, в ней в последнее время происходит резкое снижение интеллектуального уровня. Это касается не только нашей страны, но и пресловутого Запада. Только они объясняют это ювенальным подходом к воспитанию, при котором ребёнка нельзя наказывать и даже ругать. Это также приводит к тому, что ребёнок полностью утрачивает мотивы что-то делать. Поэтому я считаю, что мы, в целом общество, стали жить слишком хорошо и растеряли мотивы, которые ускоряли наше развитие, заставляли что-то делать. Уверен, что процесс этот колебательный: сейчас высокий уровень жизни, но мы тупеем, в конце концов, начнём совершать глупейшие ошибки, окончательно утратим науку и промышленность, обеднеем и станем жить много хуже, после чего возьмемся за ум и образование, вытащим себя за волосы из этого болота (как барон Мюнхгаузен), а потом все снова повторится…

Справка

Принцип занятий системы Монтессори — «Помоги мне сделать самому». Педагогический метод разработан в начале XX века итальянским педагогом Марией Монтессори. В его основе постулат о том, что каждый ребёнок развивается по своему личному, абсолютно индивидуальному плану, задача учителя — помочь ребёнку организовать свою деятельность так, чтобы творческий потенциал получил максимальное развитие.

Подписывайтесь на «МОЁ! Белгород» в Яндекс.Новости и на наш канал в Дзене. Cледите за главными новостями Белгорода и области в Telegram-канале и в группе во «ВКонтакте».

Новости других СМИ